Аспирантура


 

Аспирантура

 

Кафедра финансового права ежегодно осуществляет набор аспирантов по направленности 12.00.04 – «Финансовое право; налоговое право; бюджетное право».

Подготовка аспирантов проводится на основании Основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция, направленность: 12.00.04 – Финансовое право; налоговое право; бюджетное право; квалификация:  «Исследователь. Преподаватель-исследователь» (программа аспирантуры).

Программа аспирантуры представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестаций, который представлен в виде общей характеристики программы аспирантуры, учебных планов, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программы практики, оценочных средств, методических материалов. Программа аспирантуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). В программе аспирантуры определяются цели, планируемые результаты освоения программы (компетенции) и результаты обучения по каждой дисциплине (модулю), практике, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценка качества подготовки выпускника по данной направленности (профилю) и подготовке научно-исследовательской работы.

Программа аспирантуры реализуется в целях создания аспирантам условий для приобретения необходимого для освоения профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности, подготовки к защите научно-квалификационной работы на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 12.00.04 – Финансовое право; налоговое право; бюджетное право и  формирования универсальных, общепрофессиональных компетенций - в соответствии с ФГОС ВО, и профессиональных компетенций - формируемых РГУП (Университетом) самостоятельно.

Реализации программы аспирантуры способствует формированию высокого уровня правосознания, гражданской ответственности, повышению организованности, уровня знаний, умений и навыков в области финансового права, налогового права, бюджетного права, истории и философии юридической науки, иностранного языка, информационных технологий, научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Срок получения образования по программе аспирантуры по очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, включает 3 года.

Срок получения образования по программе аспирантуры по заочной форме обучения составляет 4 года.

Трудоемкость освоения программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц вне зависимости от формы обучения, реализации программы аспирантуры по индивидуальным учебным планам, в том числе при ускоренном обучении. Объем программы, реализуемый за один учебный год (далее - годовой объем программы), при очной форме обучения – 60 зачетных единиц.

Зачетная единица для программы аспирантуры эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут).

Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы аспирантуры.

Лица, имеющие диплом специалиста или магистра, и желающие освоить данную программу аспирантуры, зачисляются в аспирантуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разработаны с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций (умений, знаний, опыта деятельности):

- способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- способности квалифицированно толковать нормативные правовые акты;

-способности квалифицированно проводить научные исследования в области права;

- знания общетеоретических категорий и концепций юридической науки;

- знания основных отраслей российского права;

- знания основных понятий и концепций избранной направленности, а также основных научных трудов ученых в рамках избранной направленности;

-умения осуществлять поиск, толкование и применение нормативных правовых актов и иных юридических документов;

-умения осуществлять поиск, анализ и использование в профессиональной деятельности судебной практики;

-умения осваивать научную литературу, логично излагать свои мысли и участвовать в обсуждении обозначенных проблем;

- умения изучать и анализировать монографические и иные научные исследования;

-  умения самостоятельно работать с различными источниками информации;

- наличия навыков написания научных статей;

- наличия навыков выступлений на научных, научно-практических конференциях.

-владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

- осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника аспирантуры

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает разработку и реализацию правовых норм, проведение научных исследований, образование и воспитание, экспертно-консультационную работу, обеспечение законности и правопорядка, с учетом современного развития финансового права; налогового права; бюджетного права.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются общественные отношения в сфере правотворчества, реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции, в том числе в области финансового права; налогового права; бюджетного права;

преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения программы аспирантуры

Результаты освоения программы аспирантуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Выпускник аспирантуры по направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция  (направленность 12.00.04 – Финансовое право; налоговое право; бюджетное право) должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее - УК):

- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских  коллективов  по  решению  научных  и  научно-образовательных задач (УК-3);

- готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

- способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);

- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

Выпускник аспирантуры по направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция (направленность  12.00.04 – Финансовое право; налоговое право; бюджетное право) должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями  (далее - ОПК):

- владение методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции (ОПК-1);

- владение культурой научного исследования в области юриспруденции, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2);

- способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с соблюдением законодательства РФ об авторском праве (ОПК-3);

- готовность организовать работу исследовательского и (или) педагогического коллектива в области юриспруденции (ОПК-4);

- готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-5).

Выпускник аспирантуры по направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция (направленность 12.00.04 – Финансовое право; налоговое право; бюджетное право) должен обладать следующими профессиональными компетенциями  (далее - ПК):

- способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по направленности (научной специальности) программы аспирантуры (ПК-1);

-способность к самостоятельному осуществлению преподавательской деятельности по учебным дисциплинам, соответствующим  направленности программы аспирантуры (ПК-2).

Освоение компетенций, предусмотренных программой аспирантуры, позволяет выпускникам успешно реализовать себя в самых разных областях: не только таких как научно-исследовательская и преподавательская, но и экспертно-аналитическая, организационно-правовая и судебная деятельность.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) содержание и организация образовательного процесса при реализации данной программы аспирантуры регламентируются учебным планом; календарным учебным графиком; рабочими программами учебных дисциплин (модулей); программой педагогической практики; программой научно-исследовательской деятельности и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата юридических наук, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки от 19.11.2013г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», Приказом Минобрнауки России от 05.12.2014г. № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)», Уставом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия».

За кафедрой финансового права в рамках программы аспирантуры закреплено 6 дисциплин: «Финансовое право», «Бюджетное право» и «Налоговое право», которые объединены в единый учебный модуль, а также факультативные дисциплины (дисциплины по выбору) «Актуальные проблемы финансового права», «Проблемы правового регулирования налоговых отношений», «Актуальные правовые проблемы бюджетной системы Российской Федерации».

В соответствии с Положением о подготовке и издании учебно-методического комплекса по дисциплине (модулю), утвержденным приказом ректора РГУП № 153 от 23.04.2014, устанавливающим единых требований к методическому обеспечению дисциплин (модулей), входящих в основные образовательные программы (ООП) высшего образования, реализуемые в РГУП, по всем формам обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС), на кафедре разработаны, обсуждены и утверждены учебно-методические комплексы по дисциплинам, которые кафедра преподает аспирантам:

- учебно-методический комплекс по единому учебному модулю «Финансовое право; налоговое право; бюджетное право»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы финансового права»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Проблемы правового регулирования налоговых отношений»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Актуальные правовые проблемы бюджетной системы Российской Федерации».

Каждый из указанных учебно-методических комплексов включает рабочие программы; учебно-методические материалы; фонды оценочных средств для промежуточной аттестации аспирантов. Рабочая программа - учебно-методический документ, в котором в соответствии с ФГОС определены содержание и последовательность изучения учебной дисциплины, методическое обеспечение для наиболее эффективного освоения дисциплины аспирантам; фонд оценочных средств т комплект методических материалов, предназначенных для оценивания результатов обучения (компетенций), т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин).

Учебно-методические комплексы служат качественной организации и ведению учебного процесса и способствуют полному и всестороннему освоению аспирантами учебной дисциплины (модуля).

Для аспирантов в целях обеспечения из подготовки проводятся занятия в соответствии с утвержденным расписанием; расписание занятий соответствует учебному плану.

Занятия с аспирантами проводятся с применением активных и интерактивных методов обучения: семинаров в диалоговом режиме; научных докладов в форме интерактивной презентации. Проведение занятий с применением активных и интерактивных методов обучения обеспечивается соответствующими инструментальными и программными средствами: аудиторией, оснащенной презентационной техникой (проектор, экран, компьютер); программным обеспечением, установленным на компьютер, обеспечивающим демонстрацию слайдов.

Самостоятельная работа аспирантов организована в соответствии с разработанными учебно-методическими материалами, содержащими рекомендации по организации самостоятельной работы аспирантов. При этом самостоятельная работа аспирантов основана на применении таких инновационных методов в образовательном процессе как использование информационных ресурсов и баз данных, доступ которых обеспечен в РГУП: электронно-библиотечных систем (Znanium.com, IPR BOOK, BOOK.ru, POLPRED.COM, ЮРАЙТ); справочно-правовых систем («КонсультантПлюс», «ГАРАНТ», «Кодекс»); электронной информационно-образовательной среды РГУП (Информационно-образовательный портал op.raj.ru).

Для подготовки, в том числе путем самостоятельной работы, аспирантам рекомендовано использование интернет-ресурсов органов власти (сервер органов государственной власти Российской Федерации «Официальная Россия» (www.gov.ru), официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (www.council.gov.ru), официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (www.duma.gov.ru), официальный сайт Счетной Палаты Российской Федерации (www.ach.gov.ru), официальный сайт Президента Российской Федерации (www.president.kremlin.ru), официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации (www.ks.rfnet.ru), официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации (www.supcourt.ru, www.arbitr.ru), официальный сайт Банка России (www.cbr.ru), официальный сайт Правительства Российской Федерации (www.government.ru), официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru), официальный сайт Федерального казначейства (www.roskazna.ru), официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации (www.rosfinnadzor.ru), официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации (www.nalog.ru), официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации (www.customs.ru), официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации (www.fss.ru), официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru), официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации (www.ffoms.ru) и др.).

Также организована практическая подготовка аспирантов в виде педагогической практики в соответствии с индивидуальной программой педагогической практики аспирантов. Педагогическая практика подготавливает аспиранта к практической педагогической деятельности, обеспечивает приобретение аспирантами первоначального опыта практической педагогической деятельности в высшей школе как важнейшей составляющей компетентности преподавателя высшей школы. Педагогическая практика проводится на факультетах подготовки специалистов для судебной системы РГУП по дисциплинам кафедры финансового права. Аспиранты также имеют право проходить педагогическую практику по месту работы в высших учебных заведениях с последующим предоставлением необходимой отчетной документации. Продолжительность педагогической практики устанавливается в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса подготовки аспирантов и индивидуальными планами аспирантов и составляет 6 зачетных единицы (216 академических часов), что соответствует ФГОС; сроки прохождения педагогической практики устанавливаются в соответствии с требованиями ФГОС, учебными планами подготовки аспирантов и отражаются в индивидуальном плане аспиранта; для всех видов деятельности при прохождении педагогической практики устанавливается академический час продолжительностью 45 минут. Прохождение педагогической практики аспирантами обеспечивается соответствующими информационными, инструментальными и программными средствами: информационными ресурсами и базами данных, доступ к которым обеспечен в РГУП (электронные библиотечные системы Znanium.com, IPR BOOK, BOOK.ru, POLPRED.COM, ЮРАЙТ; справочно-правовых систем («КонсультантПлюс», «ГАРАНТ», «Кодекс»; электронной информационно-образовательной среды РГУП (Информационно-образовательный портал op.raj.ru); аудиторией, оснащенной презентационной техникой (проектор, экран, компьютер); программным обеспечением, установленным на компьютер, обеспечивающим демонстрацию слайдов. Для прохождения педагогической практики аспирантам рекомендовано использование интернет-ресурсов органов власти. В целях организации прохождения педагогической практики в РГУП разработана программа педагогической практики для аспирантов.

Кафедрой финансового права периодически и максимально полно рассматриваются вопросы совершенствования подготовки аспирантов:

- сформирован перечень дисциплин, в том числе, факультативных (дисциплин по выбору), преподаваемых кафедрой: «Финансовое право», «Бюджетное право» и «Налоговое право», которые объединены в единый учебный модуль, а также факультативные дисциплины «Актуальные проблемы финансового права», «Проблемы правового регулирования налоговых отношений», «Актуальные правовые проблемы бюджетной системы Российской Федерации»;

- разработаны, обсуждены и утверждены учебно-методические комплексы по каждой из дисциплин, преподаваемых кафедрой (рабочие программы; учебно-методические материалы; фонды оценочных средств для промежуточной аттестации аспирантов), содержание и форма которых периодически обновляется в целях обеспечения их актуальности и соответствия установленным требованиям, в том числе ФГОС;

- разработаны, обсуждены и утверждены вопросы и билеты вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов (экзаменов кандидатского минимума), содержание которых периодически обновляется в целях обеспечения их актуальности и соответствия паспорту специальности;

- в установленные сроки аспирантам назначаются научные руководители, квалификация которых позволяет обеспечить высокое качество подготовки аспирантов;

- в установленные сроки утверждаются темы научно-исследовательских работ аспирантов, которые утверждаются Ученым советом РГУП;

- в установленные сроки и в соответствии с учебными планами проводятся занятия для аспирантов;

- в установленные сроки и в соответствии с индивидуальными учебными планами аспирантов проводится их промежуточная аттестация, результаты которой утверждаются на заседаниях кафедры;

- в установленные сроки и в соответствии с учебными планами комиссии, сформированные на кафедре принимают кандидатские экзамены у аспирантов;

- в установленные сроки и в соответствии с учебными планами проводится итоговая аттестация аспирантов.

Кафедра принимает активное участие в обсуждении диссертационных исследований, проводимых аспирантами кафедры. Так, по окончании работы над диссертационным исследованием оно предоставляется для рецензирования двум сотрудникам кафедры, затем диссертация проходит обсуждение на кафедре и открытым голосованием принимается решение о рекомендации к защите либо иное решение. В случае если кафедра принимает решение, что диссертационное исследование может быть рекомендовано к защите только после учёта замечаний рецензентов и членов кафедры, аспирант совместно с научным руководителем работают над замечаниями и представляют диссертационную работу на повторное обсуждение.

Также аспирантам обеспечена возможность апробировать результаты своих исследований посредством выступлений на секциях, формируемых кафедрой, в рамках проводимых в РГУП научно-практических конференций для аспирантов, а также на круглых столах, периодически проводимых кафедрой. Кроме того, аспиранты принимают активное участие в международных научно-практических конференциях, ежегодно проводимых кафедрой, по результатам которых издаются сборники публикаций.

Образовательный процесс (занятия по дисциплинам, руководство педагогической практикой) в целом по направлению подготовки обеспечивают 19 преподавателей (включая внешних совместителей – 2 чел.), из них с учёной степенью доктора наук и учёным званием кандидата наук - 17 человек. Процент штатных ППС составляет 90 %.

Общая остепенённость (по ставкам) по ООП составляет 89 %, доля преподавателей с учёной степенью доктора наук – 52 %.

По кафедре образовательный процесс (занятия по дисциплинам) обеспечивают 5 преподавателей, из них с учёной степенью доктора наук и учёным званием кандидата наук - 5 человек. Процент штатных ППС составляет 100 %; доля преподавателей с учёной степенью доктора наук – 40 %.